Память и уважениеОчень часто при сравнении уровня жизни в Германии сегодня и на постсоветском пространстве мы задаемся вопросом – кто же победил в последней мировой войне. По всем экономическим показателям это не мы! Многие ветераны в Германии еще живы, все они пристроены и не бедствуют, их уважают, даже тех, кто был осужден, как военный преступник. Они отсидели свое и получают достойные пенсии. А наши герои войны не могут позволить себе лишний кусок мяса или просто необходимое лечение в больнице – непомерно дорого для них.
История ветерана из Липецкой области Ивана Лыкова - он бьется с чиновниками за достойную старость
Герой нашего следующего репортажа историю Великой Отечественной знает не из учебников. Иван Лыков, участник знаменитого танкового сражения на Курской дуге, дошел до Праги, где и встретил известие о разгроме фашистской Германии. Тогда он и представить не мог, что спустя годы ему снова придется вести войну – бумажную – с чиновниками, у которых ветеран, оставшийся без ног, просит помощи и не получает ее.
В гостях у забытого героя побывал наш корреспондент Александр Алексеев.
Иван Иванович любому гостю рад. Его дом далеко за околицей, односельчан почти не видит, на жизнь пожаловаться некому.
Иван Лыков, ветеран Великой Отечественной войны: «Одинаково, что во время войны, что сейчас. Лучше бы убили на фронте, блаже было бы, чем я сейчас так переживаю. Трудно, ребята, трудно! Ну представьте, и я негодный, и эта совсем не может уже».
Полгода назад Ивану Ивановичу ампутировали ноги. Дети ветерана рады бы забрать его в город, да сами живут в общежитиях. Дочь Елена приезжает сюда каждые выходные.
Дом Лыковых односельчане «таежным тупиком» окрестили. Ни газа, ни водопровода здесь никогда не было. От усадьбы Лыковых до домов ближайших соседей больше километра. Зимой сюда не одна машина не проедет. Случается, что вьюга обрывает провода, и Иван Иванович с супругой по нескольку дней сидят без света, отрезанные снегами от внешнего мира.
Антонине Дмитриевне, супруге фронтовика, самой давно уход нужен. Не то, что во двор, до дровяной печи с трудом добирается.
Антонина Лыкова, супруга Ивана Лыкова: «Случись что, не к кому пойти. Гибель, да и все».
Иван Лыков от Курска до Чехословакии дошел. Несколько раз в танке горел, сменил три экипажа.
Иван Лыков, ветеран Великой Отечественной войны: «Ух сколько там танков погорело наших! У них оружие какое – «Пантеры», «Фердинанды», «Тигры»! Как стеганет по башне – башню срывает».
Героя-танкиста районное начальство не забывает, регулярно шлет ему юбилейные медали. Правда, забирать их из почтового отделения приходится детям фронтовика.
Елена Полунина, дочь Ивана Лыкова: «Никто ему сюда не приносил. Никто не приходил. Потому что здесь не пройдешь».
Зимой Елена топит снег, летом возит родителям воду с другого конца села и пишет письма районному и областному начальству, даже в Москву, с просьбой помочь старикам. Провести газ и воду. Либо благоустроенное жилье выделить.
Елена Полунина, дочь Ивана Лыкова: «То рельеф у нас здесь не позволяет. С водой вообще башню нужно ставить, она миллионы будет стоить».
Вопрос на контроле, в свое время рассмотрим – заверяют в администрации района.
Любовь Малютина, начальник отдела социальной защиты населения Елецкого муниципального района: «Я не могу сейчас говорить, что новую квартиру надо ждать, а нужно говорить о том, что на сегодняшний день им необходимо обратиться со всеми документами. И когда будут рассмотрены все документы, после этого уже будем разговаривать».
Переехать в благоустроенное жилье фронтовик уже и не надеется. Переписка с чиновниками длится больше трех лет. За такое же время Иван Лыков когда-то пол Европы прошел.