Ответить
 Философия. Народное творчество как основоположник научной философии., Хотелось бы услышать (вернее увидеть и прочитать) ваше мнение по этому
ДРЕВНИЙ ГРЕК
4 декабря 2010 00:01
Сообщение #1


Участник
  • 17

Репутация: - 1 +
Группа: Автор
Сообщений: 145
Регистрация: 25.03.2010
ICQ:--
Русская сказка «Репка» - это уникальное, по своему смыслу и простоте восприятия, произведение народного творчества. Если поискать в мировой культуре произведения с подобным смыслом, то некоторые совпадения можно обнаружить только в восточных сказках.
Основной доктриной этой сказки является осознание важности коллективного подхода к решению определённых задач, для достижения максимальных результатов.
Корни этой мудрости прослеживаются как в античной, так и в современной философии. Одним из разделов античной философии являлась социальная философия. Эта часть науки «о любви к мудрости» занималась изучением общих вопросов функционирования и развития общества. Известно, что общество в большей степени влияет на развитие личности и формирование социальных качеств человека. Здесь можно впервые уловить параллели со сказкой «Репка», ведь именно коллективное, социальное понимание решения задачи помогло героям справиться с поставленной целью. В сказке правильное решение достигается методом дополнения, то есть опытным путём. И даже в такой, на первый взгляд не рациональной, практике есть свои философские нюансы. Мало того, что сказка учит коллективному труду ради улучшения производительности, так она ещё и предлагает читателю опираться на опыт персонажей, а не пытаться его повторить, что в принципе экономит силы, как физические, так и моральные. Античные философы, в частности Пифагор, вывели постулаты, в которых философия является неотъемлемым атрибутом общественного, коллективного сознания. То есть Пифагор считал, что выводя философские законы в массы, он тем самым приводит народ к «общему знаменателю» в плане морали и осознания своей принадлежности к демократическому социуму. И когда такое понимание будет достигнуто, то решение задач коллективным путём станет основным двигателем искусства, экономики и военных побед. Можно утверждать, что данные философские законы сильно повлияли на положительное развитие античного греческого государства.
Проблемой античных философов было слишком сильное увлечение абстрактными истинами, и их доказательствами. И соответственно, применение этих истин было ещё более абстрактным, если их вообще возможно было применить в повседневной жизни.
Современная философия в большей степени прагматична. Наиболее сходно с философией сказки «Репка» направление американского прагматизма. Прагматизм – это направление философии, полностью отвергающее античный подход с его поиском абстрактных истин. Прагматизм основан на разработке определённых навыков и знаний, помогающих человеку и обществу решать конкретные задачи, и исправлять сложные ситуации.
Американский прагматизм был основан философами Пирсом (Pears) и Джеймсом (James). Однако основной вклад в развитие данного философского направления внёс Джон Дьюи (John Dewey), определивший главные направления развития социальной мысли. За основу современного прагматизма Дьюи взял опыт. Опыт, получаемый человеком и обществом в связи с эволюцией государственного строя. В его понятие «опыта» входил не только личный опыт человека, но и опыт предыдущих поколений в виде врождённой информации. Так же, Дьюи выделял человеческое сознание как единственный носитель опыта. Продвигая свою теорию современного прагматизма, Дьюи пытался достичь единственной цели, оказать информационную помощь человеку, показать ему правильное направление для выбора, в потоке опыта. Подобная помощь помогала человеку достичь поставленной цели, используя опыт окружающих, и их, допустим, физические возможности. Если изначально Джеймс считал, что прагматизм даёт возможность, используя опыт, достигать единичных целей, то Дьюи предложил совершенствовать сам опыт, то есть ввёл понятие «теоретического опыта». Как ни странно, но философия американского прагматизма не получила достойной оценки в Европе и бывшем СССР. Европейские философы посчитали теорию Джеймса-Дьюи противоречащей христианским канонам. В СССР данная теория не прижилась, скорее всего, из-за различия в политических курсах между странами. Меж тем, напрашивается вывод, что советское общество не нуждалось в такой философии, так как известная в народе сказка «Репка» заключала в себе основные положения современного прагматизма, и была широко распространена задолго до опубликования Джеймсом своих трудов по этой теме.
Заметим, что в сказке «Репка» есть тонкий намёк на ещё одно, достаточно известное, направление философской мысли. Речь идёт об экономической философии. В простом понимании, это высказывание о «капле, переполнившей чашу». Здесь задействована философия «Капитала», по К.Марксу. В «Репке» все персонажи обладают существенной физической силой, за исключением последнего персонажа, принимавшем участие в общем деле, то есть – мышки. В экономической философии К.Маркса большую роль играет каждый индивидуум, задействованный обществом для достижения общих целей. Маркс не разделяет вклад каждого члена социума по его физическим и умственным способностям. В его экономической философии культивируется понятие о безоговорочной важности каждого члена общества, не смотря на его минимальный вклад в общее дело «От каждого по возможностям, каждому – по потребностям». Соответственно, в сказке «Репка», ничтожная физическая сила мышки, оказалась решающим фактором решения задачи. В сказке нет продолжения, но если рассудить логически, то при «вкушении сельскохозяйственной продукции» мышка получила меньшую долю. Всё согласно экономической теории Маркса о потребности.
Изучив достаточно философию Пифагора, Дьюи и Маркса можно сказать, что сказка «Репка» является продолжением философии Пифагора о коллективном решении задач, и предтече философии экономической теории Маркса, а так же философии современного прагматизма по Джеймсу и Дьюи.
Перейти в начало страницы
admin
4 декабря 2010 23:45
Сообщение #2


Участник
  • 17

Репутация: - 2 +
Группа: Администраторы
Сообщений: 257
Регистрация: 13.10.2009
ICQ:--
это ты сам написал

--------------------
Рождённый в СССР
Перейти в начало страницы
ДРЕВНИЙ ГРЕК
28 декабря 2010 22:45
Сообщение #3


Участник
  • 17

Репутация: - 1 +
Группа: Автор
Сообщений: 145
Регистрация: 25.03.2010
ICQ:--
нет,..... Иван Фёдорович Крузенштерн !!!
Перейти в начало страницы
admin
29 декабря 2010 02:24
Сообщение #4


Участник
  • 17

Репутация: - 2 +
Группа: Администраторы
Сообщений: 257
Регистрация: 13.10.2009
ICQ:--
верю wink

--------------------
Рождённый в СССР
Перейти в начало страницы
 
« · Курилка · »
Быстрый ответ Ответить
1чел. читают эту тему (гостей: 1)
Пользователей: 0

  Сейчас: 20 октября 2018 00:05